Главная

  • из истории лоскутного шитья

  • лоскуток к лоскутку

  • прошивка и окантовка

  • блоки и схемы пэчворка

  • раскрой ткани

  • сборка полотна

  • изделия в технике пэчворк




  • Ткани, свойства тканей

    Немного о свойствах тканей. Как известно, ткани состоят из переплетающихся нитей, расположенный перпендикулярно друг к другу. Нити основы (долевые) — наиболее крученые и крепкие. В процессе ткачества они бывают сильно натянуты, поэтому впоследствии ткань не растягивается по долевой нити. Нити утка (поперечные) имеют слабую скрутку, не так сильно натянуты в процессе ткачества, поэтому ткань по ширине больше растягивается и менее прочная. Переплетения нитей основы с нитями утка, их вид и плотность определяют свойства ткани, ее фактуру, прочность, эластичность и т.д. Нити переплетаются в определенном порядке. каждая нить основы проходит попеременно то над нитями утка, то под ними. Переплетения все очень разнообразны — вот основные из них: прямое (полотняное), диагональное, атласное, сатиновое. Ткани прямого переплетения очень удобны в работе, это большая часть хлопчатобумажных тканей — ситец, бязь, льняные, полульняные, шерстяные и другие ткани. Хороши для лоскутных изделий ткани сатинового и атласного переплетения. Они достаточно плотные и имеют гладкую, блестящую поверхность. Эти ткани долговечны, легко стираются и поэтому годятся для любых изделий. Особенно для одежды и изделий, которые будут интенсивно использоваться и часто стираться. Для таких изделий лучше всего подбирать ткани одного качества во избежание различных “сюрпризов”. Все лоскутное изделие может быть изготовлено из шерстяных или шелковых тканей, и даже из трикотажного лоскута, но эти ткани нужно нашивать на основу — хлопчатобумажную или из синтепона с последующей стежкой. Так как шерстяное полотно чаще рыхлое и очень деформируется по косой нити, а трикотажное сильно растягивается во все стороны и плохо держит форму. Но собранные на основу эти ткани прекрасно смотрятся в жилетах, куртках, декоративных покрывалах. Их мягкая поверхность придает изделию тепло и уют.

    Шелк, штапель, многие тонкие синтетические ткани, подкладочная саржа и другие тонкие ткани, имеющие свойство “провисать”, лучше использовать в работах с прокладкой из синтепона или ватина, где густая стежка плотно держит лицевую поверхность с изнаночной стороной. В других случаях рекомендую перед кроем очень тонкие ткани приутюжить на клеевой флизелин для уплотнения.

    Для стеганых одеял и покрывал традиционно лучшим материалом является стопроцентный хлопок. Хлопчатобумажные ткани деформируются меньше, чем другие, хорошо гладятся, служат дольше, чем большинство других тканей, и при ручной стежке иголка проходит сквозь них более легко. Тем не менее для большего эффекта геометрического орнамента допустимо включение атласа, шелковых, подкладочных, а также лоскуты всевозможных тканей из искусственных и синтетических волокон. Они часто очень эффектны из-за ярких расцветок или интересной фактуры — гофрированные, зернистые, с блеском или пушком. Включаясь в цветовую гамму геометрического орнамента, они заметно обогащают ее.

    Используя в одном изделии ткани, различные по свойствам, подбирайте их таким образом, чтобы они были одной плотности (толщины) и собирать такое изделие нужно на основу или обязательно простегивать.

    В настенных ковриках, панно, аппликациях и игрушках легче всего использовать все разнообразие материалов, выпускаемых текстильной промышленностью, — чем разнообразнее материал, тем интереснее получается вещь. Здесь нет никаких ограничений: любые ткани, различная тесьма, ленты, шнуры, кусочки меха и кожи, шерстяная пряжа, пуговицы и перышки — применив все это в меру и со вкусом, можно получить оригинальные результаты.

    Часто приходится ориентироваться на материалы, которые есть в доме. Это не только когда-то купленные, но не использованные ткани, но и лоскутки, оставшиеся после пошива одежды, вещи, которые нельзя носить по каким-либо причинам (вышли из моды, не подходят по размерам, не нравятся). Очень старые, ветхие ткани не используйте, в новом изделии они быстрее износятся, протрутся и оно прослужит недолго.

    Подготовка тканей

    Все ткани, тесьму, ленты, отделочные шнуры предварительно следует проверить на прочность окраски. Для этого уголок ткани, краешек тесьмы, ленты утюжат через мокрую ткань. Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после длительного выполаскивания в теплой воде, пока она не станет прозрачной. При необходимости попытайтесь закрепить краску, замочив ткань в воде с добавлением столового уксуса.

    Перед раскроем как большие куски тканей, так и мелкие лоскутки необходимо декатировать и при необходимости подкрахмалить. Для многих изделий, выполняемых на швейной машине, удобнее использовать накрахмаленные ткани и лоскутки. Также если Вы не имеете большого опыта шитья на швейной машине, не пренебрегайте крахмалением, стачивать мелкие детали будет гораздо удобнее. Крахмаление нужно, если ткань мягкая и легко мнется. Даже новые ткани, если они лежали долго, из-за перепадов влажности в помещении теряют жесткость и блеск, поэтому, прежде чем использовать такие ткани в работу, их стоит подкрахмалить заново.

    Крахмаление можно объединить с декатировкой. Декатировка — это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара, все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Степень усадки зависит от вида волокон (или их смеси), а также от плотности ткани. Даже во время утюжки швов или всего изделия через влажную ткань происходит местная усадка, деформирующая все изделие. А ведь лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу. Чтобы избежать этого и нужна декатировка.

    При декатировке ткани (хлопчатобумажные, льняные, сатин) полощут в горячей воде, отжимают, при необходимости опускают в подготовленный раствор крахмала, опять слегка отжимают и развешивают для высушивания. Чуть влажные ткани утюжат вдоль долевых нитей по изнанке.

    Иногда в ткани трудно определить лицевую и изнаночную стороны. Если есть кромка, присмотритесь к ней: на лицевой стороне она гладкая, а на изнаночной встречаются шероховатости, хвостики поперечных нитей.

    Мелкие лоскутки можно крахмалить холодным способом. В широкую миску наливают 1 литр холодной воды и размешивают в ней 1 столовую ложку крахмала и 1 чайную ложку соли. Перед тем как опустить лоскуток в воду, взбалтывают ее, затем лоскуток смачивают, отжимают и сразу проутюживают. Высушивать лоскуток утюгом желательно по долевой нитке, но если по лоскутку невозможно определить долевую нить, старайтесь проводить утюгом по направлениям нитей поочередно. Если утюжить лоскут по косому направлению, он деформируется, затем в изделии обнаруживается, что детали, вырезанные из этих кусочков, потеряли свои очертания: квадраты больше похожи на ромбы, а треугольники сжались и стали маленькими; отчего соседние лоскутки морщатся и растягиваются.

    Ткани шерстяные, шелковые, смешанные с синтетическими и другими волокнами для декатирования раскладывают на влажной простыне или полотенце, свертывают в рулон и оставляют так на 3 – 4 часа, затем проутюживают с изнаночной стороны через тонкую ткань под долевой нити. Мелкие лоскуты просто отпаривают через влажную ткань.

    Ткани типа подкладочной саржи, некоторые искусственные шелка и ворсовые материалы не декатируют, а только проглаживают по изнанке.

    Материал ношеных вещей используется в работе вперемежку с новыми тканями. Обычно не более 1/3 старых тканей сочетают с новыми. Эти ткани должны быть прочными с достаточно сочной окраской. Можно использовать шерсть или смешанное волокно плащей, курток, платьев и юбок, а также драп пальто. Изделие осматривают, все швы срезают, подгибы не выравнивают, а разрезают по линии сгиба, так как такие места невозможно хорошо разутюжить. Все места где есть дефекты, следы швов, вытачки, канты, застежки — вырезают. Полученные лоскуты стирают, простые ткани крахмалят. Драп не стирают, а чистят одежной щеткой и утюжат через мокрую ткань. Плащевые ткани с различными водоотталкивающими покрытиями моют в теплой воде со стиральным порошком, полощут и высушивают в расправленном виде.

    Не жалейте времени на подготовку тканей к работе, оно с лихвой окупится в процессе изготовления изделий, а самое главное — пользоваться этими изделиями Вы сможете многие годы.

    Изнаночная ткань или подкладка

    Подкладка — это ткань, которая находится с изнанки или внутри работы. Подкладочные ткани в основном подбираются индивидуально к изделию. Если Вы шьете жилет, сумочку — значит удобно использовать привычные подкладочные ткани, особенно когда лицевая часть включает в себя разнообразные ткани по качеству и фактуре.

    В различных настенных ковриках, панно, газетницах используйте неотбеленную бязь, холст, бортовку и другие ткани. В небольших работах можно изделие посадить на ткань старого пальто, куртки. Плотная структура поможет работе висеть ровнее. Если панно или коврик имеют сплошную стежку и прокладку — изнаночная ткань может быть любой.

    Для одеял, покрывал, наволочек изнаночной тканью служит такая же ткань, как и для лоскутной ткани, она может быть составлена из нескольких полотнищ. Это зависит от общего размера изделия. При ее сборке хорошо использовать ткани оставшиеся от лоскутной части. Кромки тканей обязательно срезаются.

    Для скатертей, занавесок, фартуков и других изделий которые могут смотреться на просвет, подкладку подбирайте из белой или однотонной цветной ткани хорошо гармонирующей с лицевой стороной.

    Вспомогательные и прокладочные материалы

    Вспомогательной является ткань на которую нашиваются мелкие детали из. Из них затем формируют блоки или детали к изделию. Шитье на основу используется в тех случаях, когда изделие в последующем не будет простегиваться и если оно состоит из тканей различного свойства и качества.

    Очень маленькие обрезки лоскутков, собранные на основу, позволяют полностью использовать ткани и сшить работу, которую нельзя повторить — настолько она индивидуальна и своеобразна.

    Для основы требуется хорошо накрахмаленная тонкая хлопчатобумажная ткань или флизелин, клеевой флизелин. Иногда для основы берут неотбеленное полотно, холст, бортовку. Рекомендую также использовать для основы ткани, бывшие в употреблении. Подойдут старые простыни, наволочки, платья. Следует заранее удалить все швы. Выстирать, накрахмалить. Не употребляйте новую недекатированную ткань, позже ее усадка повлияет на качество изделия.

    Ткань основы должна быть без рисунка, светлой, лучше белой. От темной или яркой и пестрой основы меняется тон светлых и просвечивающих лицевых деталей. В изделиях из темных лоскутков с плотной фактурой ткани, цвет может быть любым.

    Прокладка между лицевым полотном и изнаночным обычно делается из синтепона, который бывает разных фактур и качества, из ватина — шерстяного и хлопчатобумажного, ровный слой ваты или шерсти можно использовать в одеялах.

    Синтепон удобен для изделий с простежкой вручную, для машинной стежки хорошо использовать хлопчатобумажный (или с примесью синтетики) ватин.

    Для небольших стеганных изделий — которым нужно держать форму — типа сумочек, различных грелок используйте тонкий поролон 1,5 – 2 мм или ватин.

    Для изделий со светлой лицевой стороной подбирайте прокладку белого цвета, а для темных изделий — темную, так как ворсинки прокладки могут выбиваться на поверхность и быть заметными.

    Сайт управляется системой uCoz