Главная |
Африка сохранила старинные и хорошо развитые текстильные традиции. Стоит только вспомнить о вышитых тканях с аппликациями «раффия» из Заира, об эффектных и красочных графических узорах «адире элезо», сотворенных руками женщин племени йоруба из Нигерии или о стилизованных аппликациях из Бенина. В западной и центральной Африке на простых переносных ручных ткацких станках до сих пор ткут длинные, широкие ленты с ярко выраженным стилизованным рисунком. Эти полотнища-ленты комбинируются в узор или просто соединяются со смещением, чтобы получить полотнища нужной ширины, например, для настенных занавесей, покрывал для постелей, подстилок, платков, парео и т. п. Большинство рабов было родом из центральной и западной Африки. Они обогатили Новый Свет, не взяв своего имущества — только присущей им ловкостью и умением — своими ремеслами, а также своеобразным, принятым на их родине, представлением об эстетике. Однако на своей родине они не ставили перед собой задачу воплотить в жизнь собственные идеи и представления. Хотя искусство шитья из лоскутков в Африке известно, рабы стали заниматься этим позднее, чтобы передать тоску по родине в своем быте. Рабыни, занимающиеся шитьем из лоскутков, всегда искали возможность привнести в узоры своих работ элементы африканской космологии и мифологии: например солнце, крест Конго. Они часто использовали красные и белые цвета, как знак культа в Нигерии шерстяной ткани «шанга». Из остатков ткани рабы шили одеяла для повседневного пользования, чтобы согреться холодной зимой. С помощью этих простых одеял рабы продолжали свои африканские традиции. Они творили одеяла в основном из лоскутков, сшитых полосками или в шахматном порядке и разноцветных графических аппликаций на контрастном фоне. Эти традиции можно и в наше время проследить в творческих работах. Импровизация всегда присутствует в искусстве и культуре афроамериканцев. Их лоскутные стеганые изделия служат для неожиданного и оригинального личного самовыражения. Они необязательно преднамерены — чаще они являются выражением глубоко запрятанной радости спонтанного экспериментирования. Хотя в афроамериканском пэчворке и не придается значения традиционным правилам, но во всех работах скрыта характерная, возможно не сразу заметная, гармония. Эти импровизированные лоскутные работы, как и джаз в музыке, на самом деле являются слиянием импровизаций и старинных традиций. Чтобы сделать «спонтанный пэчворк», необходимо иметьсобственное представление о красоте, основанное на древних традициях, а также быть открытым новым идеям, уметь рисковать и предоставлять результат воле случая. Фантазию современных рукодельниц стимулируют именно лоскутные вещи повседневного пользования. Спонтанность и жизненность этих работ вдохновляет к созданию пэчворка без шаблонов, узорных блоков и запланированного выбора тканей. В настоящее время модно заставить «заговорить» саму ткань. Остатки тканей используются совершенно в произвольном порядке, их комбинируют по желанию и просто сшивают друг с другом без какого-либо плана. Такая лоскутная работа является отказом от традиционных «блоковых» композиций и новым, спонтанным видом искусства.
|