Главная |
Cтежка и пэчворк, стали известны широким слоям населения, когда европейские переселенцы начали заселять Северную Америку. Но самые ранние археологические находки пэчворка, были сделаны именно в Азии и датируются периодом до Рождества Христова. Пэчворк в том виде, в котором он известен нам теперь, не играл особо большой роли при создании традиционных японских изделий. Но широко применялись типичные техники стежки, называемые «сашико». Узоры по традиции, простегивались прочными белыми нитками в геометрическом порядке (квадраты, ромбы, шестиугольники, круги) на фоновой ткани, окрашенной индиго. Простыми стежками «вперед иголку» несколько слоев тканых материалов свободно соединялись для их укрепления. При этом новые ткани использовались наряду со старыми. Новые ткани накладывались на старые, чтобы продлить жизнь дорогостоящим материалам. Эта популярная техника служила не столько декоративным, сколько практическим целям, причем появилась она от нужды среди слоев простого населения. Хорошим примером этому служили великолепно простеганные куртки пожарников: множество нашитых друг на друга слоев новых и старых тканей замачивались и превращались в хорошую защиту от огня. Буддистские монахи, жившие в Японии с шестого века и дававшие обет быть бедными, тоже носили стеганые одежды. Геометрические узоры этих рубахах символизировали рисовые поля. Японская политика «сакоку» (ограничения относительно зарубежных стран), проводимая с 1614 по 1868 года, сдерживала развитие внешней торговли Китая с Японией. Ткани не импортировались, японцы вынуждены были соблюдать собственные текстильные традиции. Япония должна была обходиться имеющимися ресурсами. Ткани, искусно изготовленные, использовались снова и снова. «Футон» (мешочек или подушечка, наполненная перьями, шерстью или волосами) шился из уже использованных тканей. Стачанные кимоно применяли как накидки на постели, одежда перед стиркой разъединялась, изношенные детали заменялись новыми и в завершение снова соединялись. Выставка стеганых лоскутных изделий в 1976 году «ABSTRACT ART IN AMERICAN QUILT», организованная Джонатаном Хольштейном и Гайлом ван дер Хоофом, впервые познакомила японок с современным американским пэчворком и стёжкой. Пэчворк приобрел много поклонниц в этой стране. Вобрав в себя лучшие национальные традиции и техники, японский пэчворк стал особенным явлением в прикладном искусстве. Японские мастерицы «научились» узорам и техникам, типичным для США, и «реимпортировали» их в Японию. Недостаток американских тканей заменяли японскими хлопчатобумажными тканями, например «айцоме» (окрашенная индиго) и «казури», создавая типичные для Японии сине-белые лоскутные изделия. Ярко выражено предпочтение комбинирования различных узоров и структур — как при наслоении на кимоно и оби. Ткани с эксклюзивной росписью и тканые шелка превращаются в стеганые изделия с неповторимым японским шармом.
|